В последние годы вопрос применения регистраторов расчетных операций не теряет своей актуальности. С целью полной фискализации предприятий и ФЛП, законодательство постоянно меняется, поэтому следует быть в курсе последних изменений. Например, не так давно, с августа 2020 года, было разрешено ООО и ФЛП использовать на выбор программные регистраторы. Также последними изменениями отложили обязательное применение РРО для всех физических лиц-предпринимателей, и вместе с этим утвердили штрафные санкции. Если с ФЛП ситуация примерно понятна, проанализируем нюансы применения РРО/ПРРО для ООО в 2021 году.
В соответствии с Законом Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», ООО при расчетах наличными или в безналичной форме при продаже товаров, оказании услуг, торговли валютными ценностями наличными и/или регистрации количества проданных товаров или оказанных услуг, операций по выдаче и по приему налички для дальнейшего перевода, обязаны применять РРО/ПРРО с выдачей расчетного документа потребителю. Поэтому ООО обязательно использует регистраторы:
- При розничных продажах в сфере торговли, общественного питания и услуг, при приеме оплат наличными и платежными картами (например, супермаркеты, кафе, рестораны и т.д.);
- При торговле подакцизными товарами применения РРО является обязательным, независимо от оборота;
- При приеме оплат для дальнейшей передачи.
По сравнению с ФЛП, для ООО является меньше исключений в использовании регистраторов. По общему правилу ст. 9 вышеуказанного Закона закрепляет перечень случаев, когда регистраторы не используются вообще. Итак, в 2021 году ООО (как на общей, так упрощенной системе) могут проводить расчеты без РРО/ПРРО:
1) Если торгуют продукцией собственного производства;
2) В случае выполнения банковских операций;
3) Если занимаются продажей билетов на железнодорожный или авиационный транспорт, на посещение культурно-спортивных и других зрелищных заведений, билетов государственных лотерей через электронную систему приема ставок, которая контролируется в режиме реального времени и тому подобное;
4) При торговле продуктами или промышленными товарами на рынках за наличный расчет;
5) При продаже в киоске, с лотков и разносок газет, журналов, конвертов и т.п., если удельный вес такой продукции составляет более 50 процентов общего товарооборота, а также при продаже жетонов и проездных билетов в кассах метрополитена;
6) При торговле водой, молоком, квасом, маслом, живой рыбой с автоцистерн, цистерн, бочек, бидонов;
7) При продаже блюд и напитков в столовых или буфетах учебных заведений;
8) Если в месте получения товаров или предоставления услуг расчеты в наличной форме не осуществляются;
9) Если расчеты за услуги производятся через банковские системы дистанционного обслуживания и / или сервисы перевода средств (Приват24, Ощад24 / 7, Liqpay, Portmone, iPay, Wayforpay и другие).
Второй случай освобождения ООО от РРО/ПРРО - Перечень, утвержденный Постановлением КМУ № 1336 - когда достаточно применять только книги учета расчетных операций и расчетных книжек. Однако в данном случае нужно помнить о лимитах - 250 и 500 тыс грн, при превышении которых уже обязательно применять РРО/ПРРО.
Таким образом, использование регистраторов для ООО имеет свои особенности. Не зная об обязательности проведения расчетов РРО/ПРРО компания может понести штрафы: 10% и 50% от сумм проданных с нарушениями товаров (работ, услуг) - до 01.01.2022; 100% и 150% - с 01.01.2022 года.