Брендирование является одним из неотъемлемых составляющих создания определенного продукта или услуги. Чтобы защитить торговую марку (ТМ) от недобросовестной конкуренции и незаконного использования на законодательном уровне закрепляется правовая охрана знаков для товаров и услуг путем регистрации последних. Сама процедура регистрации ТМ не является достаточно тяжелой, однако требует достаточно длительного времени. Процедура регистрации знака для товаров и услуг (ТМ) состоит из нескольких этапов:
- Подача заявки на регистрацию ТМ и уплата государственной пошлины за регистрацию.
- Проведение формальной экспертизы.
- Проведение квалификационной экспертизы.
- Принятие решения о регистрации ТМ или возможном отказе в регистрации.
- Оплата государственной пошлины, пошлины за выдачу и публикацию свидетельства на ТМ.
- Получение свидетельства о праве собственности на ТМ.
Целью квалификационной экспертизы является проверка знака для товаров и услуг на соответствие правовым основаниям для отказа в регистрации. Решение о возможном отказе в регистрации ТМ - это один из возможных выводов специалистов Укрпатента после проведения квалификационной экспертизы. Обычно, основаниями для отказа в регистрации знака для товаров и услуг являются: отсутствие различительной способности знака от других, наличие уже зарегистрированных таких же или тождественных (похожих на столько, что можно спутать) торговых марок в том же или родственной классе МКТУ, возможность ввести в заблуждение потребителей, несоответствие заявленной торговой марки класса МКТУ, в котором она заявляется и другие. Любое решение: о регистрации или о возможном отказе в регистрации знака для товаров и услуг направляется заявителю (или заявителям) по адресу для переписки, которая отмечается в заявке на регистрацию ТМ. Решение о возможном отказе в регистрации логотипа должен обязательно содержать следующие реквизиты: обоснованный перечень оснований для возможного отказа и предложение о предоставлении мотивированного ответа в виде доводов по регистрации ТМ.
Мотивированный ответ в пользу регистрации знака для товаров и услуг - письмо произвольной формы, содержащее конкретные доводы о необходимости регистрации ТМ, направляется в адрес Укрпатента от имени заявителя. Обязательными реквизитами данного письма должны быть: номер заявки, номер и дата сообщения Укрпатента, на которое предоставляется ответ, сами доводы, подпись заявителя и при необходимости указывается перечень дополнительных материалов. Стоит отметить, что доводы в пользу регистрации логотипа можно отправить только в законодательно установленные сроки, а именно два месяца с момента получения уведомления о возможном отказе в регистрации. Письмо с доводами можно направить почтовым отправлением или самостоятельно подать в ящик Укрпатента. Мотивированный ответ по содержанию должен состоять из доводов по каждому пункту оснований для отказа.
Доводы в пользу регистрации ТМ могут состоять из любой информации: ссылки на законодательство, на веб-сайты, на материалы заявки на юридическую литературу и тому подобное. К письму с доводами желательно прикреплять дополнительные материалы. Это могут быть контракты, письма, в которых используется ТМ, счета за рекламу, которая запускалась с использованием логотипа, также это могут быть визитки или любые канцелярские принадлежности с использованием ТМ. При составлении мотивированного ответа существует главное правило - предоставить больше информации и дополнительных материалов, которые подтвердят узнаваемость бренда, распространение его среди потребителей, продолжительность использования логотипа, его уникальность и идентификацию среди других. Не менее важную роль играет наличие у заявителя сайта с услугами или продукцией, к которым применяется заявленный бренд, особенно, если данный сайт функционирует уже несколько лет.
Мотивированный ответ рассматривается специалистами Укрпатента около 2-3 месяцев с момента его подачи. Результатом рассмотрения доводов может быть решение о регистрации ТМ или конечный отказ в регистрации. Отказ может быть также частичным по отношению к определенным товарам или услугам, которые заявляются. С помощью дополнительных материалов и обоснованных доводов у заявителя значительно увеличиваются шансы в доказательствах о регистрации ТМ и опровержения оснований для возможного отказа.