Рынок телекоммуникаций продолжает расти, но больше на бумаге чем в реальности. Не секрет, что основные операторы сформировались с десяток лет назад и сейчас могут только исключительно переформатироваться или даже слиться. На самом деле, основные игроки на рынке известны, а малому бизнесу после подорожания оборудования в связи с проседанием гривны уже нечего делать в сфере телекоммуникаций.
Реестр НКРСИ по состоянию на 19.01.2021 года
2020 год |
5366 записей |
2021 год |
388 записей |
Почему записей? Так как в новом реестре каждый оператор может быть внесен несколько раз, потому что каждый вид деятельности - это новая строка в реестре.
«Старый» Реестр операторов, провайдеров телекоммуникаций по состоянию на 24.12.2019, который велся «с самого начала», содержал почти 8000 субъектов. Каждая запись была именно для одного предприятия или предпринимателя.
Но почему же государство не позаботилось об автоматическом переносе записей?
Еще 17.12.2019 НКРСИ принял решение № 610, которым были утверждены:
Порядок ведения реестра операторов, провайдеров телекоммуникаций;
Форма уведомления о начале осуществления деятельности в сфере телекоммуникаций;
Ориентировочный перечень видов телекоммуникационных услуг, формы описания телекоммуникационных услуг.
Конечно, запрос государства на информацию отличался от предыдущего. А именно и форма сообщения, и перечень видов деятельности были сформулированы иначе. К тому же законом отменили лицензирование услуг технического обслуживания телекоммуникационных сетей, но также запретили деятельность операторов и провайдеров без уведомления.
Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно сокращения перечня видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию» от 18.09.2019 года уточнено, что операторы и провайдеры в течение трех месяцев со дня вступления в силу Закона (с 25.12.2019) должны подать Уведомление в новой форме.
В то же время, здесь не будет действовать негласный принцип - «что не наказуемо то разрешено, даже если запрещено».
Ответственность предусмотрена как ЗУ «О телекоммуникациях», так и Кодексом Украины об административных правонарушениях.
В ЗУ «О телекоммуникациях» указан прямой запрет деятельности без включения в реестр НКРС, а также ст. 75 Закона предусматривает изъятие в Госбюджет прибыли оператора или провайдера, который действовал без Уведомления.
КУоАП предусматривает менее строгое наказание, хотя и более распространенное на практике:
В ст. 145 Нарушение условий и правил, регламентирующих деятельность в сфере телекоммуникаций и пользования радиочастотным ресурсом Украины, предусмотренную лицензиями, разрешениями, уведомлениями о начале осуществления деятельности в сфере телекоммуникаций -
штраф от 8500 до 17000 грн.
За повторность - двойной штраф.
Так что выбор за оператором - потенциальный штраф и убытки или бесплатная регистрация.